12. Техника и общество. Технократия. Технофобия.

Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей. Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они. Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон.

Лекция: Вопрос 35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия

Их обобщенный образ получает впоследствии яркое выражение в герое, изданного в г. В Новое время или, точнее говоря, в эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно было бы охарактеризовать как социально-экономическое. Преобладающая еще в начале данной эпохи в городах цеховая форма организации труда и соотвествующий ей тип производства не могли в новых исторических условиях выжить иначе, как оказав серьезное сопротивление техническому прогрессу, неминуемо привело бы их к разрушению и полной ликвидации.

Поэтому технические новации допускались тогда лишь в той мере, в какой они не представляли собой никакой угрозы для существования цеховой организации.

Технократия и технофобия Он абсолютизирует ее значение в качестве источника благосостояния люде кризис современной цивилизации носит не локальный, а всеобщий и глобальный характер;.

Перспективы современной цивилизации Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология — наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным образом, путем перенесения на него существующих в настоящем тенденций развития. Каковы же эти тенденции?

Большинство современных ученых полагают, что современная эпоха носит двойственный характер. С одной стороны, в ряде стран по-прежнему действуют сохранившиеся с прошедших времен тенденции изоляционизма, культурной замкнутости, технико-экономического застоя, тоталитаризма и враждебности к внешнему миру. С другой стороны, развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: Высказывается мнение, что такое общество уже сложилось к началу века в наиболее высокоразвитых странах США, Япония, страны ЕЭС , другим же государствам потребуется для этого еще 25 — 50 лет.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному — далеко не гладкий процесс. Он имеет свои трудности и противоречия, причем такие, которых человечество прошлых эпох не знало. Это, прежде всего, глобальные кризисы и проблемы.

Техника и ее роль в истории цивилизаций Ключевые слова: Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы.

информацию, получаемую из различных источников; . Определение технофобии. Техника и современные проблемы развития цивилизации. 1.

Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало: Как видим, она одновременно оказывается и благом для человека, и его проклятием. В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций.

Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они якобы продавали свою душу. В эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно охарактеризовать как социально-экономическое.

Цеховая форма организация труда, обычная в тот период, могла выжить, лишь оказав сопротивление техническому прогрессу, так как свободное развитие техники неминуемо привело бы к разрушению и ликвидации традиционного производства. Поэтому технические новинки допускались лишь в той мере, в какой они не представляли собой угрозы для существования цеховой организации.

В противном случае их уничтожали или запрещали, а над их создателями учиняли расправу. Известно, например, что изобретателя ленточного станка по указанию городских властей города Данцига ныне — Гданьск утопили, а его станок оказался под запретом в течение двух столетий. В США технофобия в виде машинофобии проявилась даже в годы Великой депрессии —е гг.

Трудности философии техники. Техника и ее роль в истории цивилизаций

В группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К году разрушение машин стало настолько распространённым, что парламент назначил наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями. Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников [2].

Эти чувства выражались, например, в романтизме.

Анализ феномена технофобии современными философами. Техника и технология в современном обществе занимают важнейшее место. создают принципиально ино цивилизации и общества, формируют . ( Дж. Ленский), средств связи (Г. М. Маклуэн) или источников энергии.

В группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К году разрушение машин стало настолько распространённым, что парламент назначил наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями. Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников [2].

Эти чувства выражались, например, в романтизме. Во время холодной войны , имея ядерное оружие , люди стали задумываться: В эпоху после окончания Второй мировой войны появилось движение энвайронментализм охрана окружающей среды. Первая международная конференция по загрязнению воздуха была проведена в году, а в х исследования содержания свинца в бензине вызвали гнев защитников окружающей среды.

В х более серьёзными угрозами стали считаться истощение озонового слоя и глобальное потепление [4]. Многие технофобные группы протестуют против современных технологий из-за убеждённости в том, что эти технологии ставят под угрозу их образ жизни и средства к существованию[нет в источнике] [5]. Поскольку технологии становятся все более сложными и трудными для понимания, люди в большей степени движимы тревогами, связанными с современными технологиями.

В мультфильме ВАЛЛ-И студии люди показаны обленившимися, ожиревшими и послушными из-за того, что приспособили роботов делать всё за них.

Проблемы философии техники. Техника и ее роль в истории цивилизаций

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники.

документальных источников и исследовательской современном мире: техника, технофобия, техницизм, техносфера, современной цивилизации.

Техника — источник тревог человечества урок-лекция Что меня как будто кто-то подменил О морях и не мечтаю, Телевизор мне природу заменил Э. Успенский Что такое технофобия? Чем определялся страх человека перед техникой на разных этапах его исторического развития? Каковы современные проявления проблемы взаимоотношений человека и техники? Взаимоотношения человека и техники. Ничто из творений рук человеческих не вызывает к себе столь противоречивого отношения, как техника.

Казалось бы, техника стала средством, с помощью которого человек приспособил окружающий мир к своим потребностям, а иногда и прихотям. Техника помогла сбыться и давним надеждам человека, связанным с облегчением тягот земной жизни. В итоге, непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции убедил человека в его господстве над природой. Люди стали мнить себя полноправными хозяевами планеты. Укреплялась их вера в культурный прогресс с помощью науки и техники. Однако сегодня этой убежденности брошен вызов.

Растут нападки на технику. Все больше людей смотрит на нее как на виновницу всех бед человечества.

Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия. 3 страница

Труд становится желаемым, творчески активным. В-третьих, нужно создать поощрительные условия для становления этих базисных отраслей. В-пятых, необходимо постоянное обучение. В-шестых, следует кардинально изменить систему массового образования. Наконец, в-восьмых, необходимо обеспечить каждому минимальный гарантийных доход через семьи, школы, бизнес, другие возможные каналы.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни и современно технофобией, которую, как это ни парадоксально, чаще всего технофобов благополучно участвует в деятельности цивилизации, и в этом смысле религиозность - не столько источник антитехнологизма.

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников.

Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации:

Монтян: Чем дальше люди от цивилизации современной, тем легче их грабить.