Страх, ужас (нем.). По Кьеркегору и Хайдеггеру, состояние, имманентное нашему бытию. — Прим. ред.

Эта достоверность — что умирая, я есмь я сам. Если такого рода заостренные формулы вообще что-то значат, то адекватное высказывание, затрагивающее вот-бытие в его бытии, должно было бы гласить: Недостоверность, посредством которой вот-бытие скрывает от себя изначальную достоверность своего собственного бытия, закрепляется также тем, что мы как бы производим расчеты, и они — сообразно общим меркам, сообразно тому, как принято видеть веши, — показывают, что в данный момент ожидать смерти нет никаких оснований. Мы в известном смысле просчитываем возможный приход смерти и при этом не замечаем, что неопределенность ее прихода, то обстоятельство, что она может прийти в любой момент, сущностным образом принадлежит ее достоверности. Позитивно эта неопределенность момента смерти означает возможность ее прихода в любой момент; она ни в коей мере не ослабляет достоверность ее прихода, напротив, именно она впервые придает ей остроту и характер предельной и постоянной возможности, в качестве которой существует вот-бытие. Обе эти характеристики смерти — абсолютная достоверность и неопределенность этой достоверности — составляют ее способ бытия в качестве возможности. Смерть — это предельная и достоверная, хоть и неопределенная возможность, в которой вот-бытие предстоит себе самому, но в то же время это возможность, от которой в повседневности вот-бытие бежит, делая ее двусмысленной.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец.

Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

делает возможным страх» [Хайдеггер,. С. ]. Таким образом, само отшаты- вание оказывается возможным лишь на ос- нове ужаса.

Итак, попытаемся понять отмеченный нами тезис по отношению к этим двум моментам. И этим опять же сказано: Этому сущему свойственно, что с его бытием и через него это бытие ему самому разомкнуто. Понимание бытия, разъясняет Хайдеггер, это не познание или знание, или объяснение. Бытийное понимание Хайдеггер определяет как проектирование, набрасывание проекта. Проект обозначает здесь не план как таковой, а раскрытие бытия как появление возможностей, в рамках которых возможно некоторое планирование.

Хайдеггер проясняет это так: Итак, человеческое бытие анализируется Хайдеггером как таковое, которое понимает себя в своем бытии. Это делается в сознательном отказе от господствующей традиции, Хайдеггер отказывается от понимания человеческого бытия как субъективности, когда одним из главных объяснительных принципов является принцип самосознания, благодаря которому человек знает не только о вещах, но и о том сущем, которым является он сам.

Но чем же является это бытие, в котором понимает себя? При этом для бытия-в-мире не нужно в качестве предпосылки знание об этом мире или знание мира и представления мира как предмета, в отличие от самосознания. Нужно только нахождение внутри мира как открытости сущего в целом как такового. Исходя из этого Хайдеггер получает следующее существенное положение:

Мартин Хайдеггер - — известный немецкий философ века. Произведения великого философа, имели огромный успех при его жизни и продолжают оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Под влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж. Сартра, Гадамера, отчасти — А.

М.Хайдеггера к религии и теологии весьма разносторонне исследо- .. Отсюда у Хайдеггера фундаментальная роль экзистенциального страха. ( Angst).

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.

В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти. Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. Экзистенция конечна, то есть она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти.

Философия Хайдеггера

История философии - Учебное пособие Мареев С. При этом вначале он изучал католическую теологию, затем испытал увлечение неокантианством. Собственная философская позиция Хайдеггера стала просматриваться в его лекциях года, в которых он уже активно полемизирует с Гуссерлем. Именно этим трудом, опубликованным в году, Хайдеггер заявил о себе как об оригинальном мыслителе.

Другими известными работами Хайдеггера являются: Хайдеггера, безусловно, можно считать учеником Э.

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. В трудах .. У М. Хайдеггера разграничение понятий страха и ужаса приобретает.

Социальной причиной его появления послужило поражение Германии в этой войне и наступившее вслед за тем глубокое разочарование в довоенных общественных и религиозных идеалах. Следствием этого стал индивидуализм и связанный с ним перенос центра тяжести философских интересов на проблемы человека как конкретной личности. Классиком экзистенциализма по праву считается немецкий философ М.

Он не только подробно исследовал и систематизировал все, относящееся к этому философскому течению, но также поставил и рассмотрел ряд новых, важнейших для человека и человечества проблем, что позволило говорить о нем, как о крупнейшем и оригинальнейшем мыслителе ХХ века. Стержнем концепции Хайдеггера является проблема бытия. Трудность ее решения заключается в том, что, как говорили еще древние греки: Поэтому его нельзя вывести из более общих понятий. Каков смысл этих слов?

Дело в том, что за понятием бытия не стоит никакой предметности, никакой вещи или явления. Впрочем, как и за другими философскими категориями. То, что существуют красивые вещи, — очевидно. Но что можно сказать о самой красоте?

Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера

В — — проф. Марбургского ун-та, с по — проф. Идейными источниками философии . Риккерт , философию Ф. Брентано, философию жизни В. Шелера, некоторые идеи протестантской теологии.

«Бытие-в-мире» оказывается, по Хайдеггеру, «бытием-с-(другими)» (Mit-sein ) и в этот чужды — оно испытывает экзистенциальный страх. Страх.

В — — проф. Марбургского ун-та, с по — проф. Идейными источниками философии . Риккерт , философию Ф. Брентано, философию жизни В. Шелера, некоторые идеи протестантской теологии. Основные темы философии .: Ницше в новом свете. Основной вопрос, который . Поиски бытия, предпринятые .

Мартин Хайдеггер

Именно появление в г. В переводе с греческого феномен, говорит Хайдеггер, означает"то, что себя обнаруживает","самообнаруживающееся","открытое","себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Явление, говорит Хайдеггер, как"явление чего-то" означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное.

Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному.

Показан вклад М. Хайдеггера в преодоление сциентизма – «научного разума», осно- ванного на .. Забота, или страх (Angst), становится ос- новным.

Между тем подлинное бытие, утерянное как человечеством, так и философией, не распадается на эти противоположности, так как оно не находится вне сознания, подобно тому как сознание не находится вне бытия. Следствием всего этого оказывается утрата изначальной интимной связи человека с бытием. Но видению сущего приписывается видение бытия. Ведь именно науке приписывается неспособность отличить сущее от бытия сущего, упорное стремление выдать сущее за бытие сущего.

Но в таком случае следует и о метафизике сказать то, что раньше было сказано о науке: Этого вывода Хаидеггер, однако, не делает, и это, конечно, не свидетельствует о его последовательности. Хайдеггеровская критика классической метафизики фиксирует тот факт, что она тяготела к научным методам исследования, в то время как наука Нового времени, не- . И вместе с тем, это также постоянно возвращение в мир из экзистенции.

PHILOSOPHY - Soren Kierkegaard