Святой Иоанн Лествичник

Перехожу непосредственно к обсуждению того, как он осуществлял эту любовь практически. Чтобы правильно различать, где поступок по любви, а где не по любви, необходимо обрести духовное вИдение. Ибо это очень высокое духовное состояние, которое приобретается по мере обретения чистоты чувств и дара духовной рассудительности. Старец Гавриил именно и достиг этой высоты, в духовном делании. Если кто подымал шум в доме, другие спали — это не по любви. Если кто опаздывал без причин, заставлял ждать других, то духа любви в нем нет. Нехорошую шутку скажет кто — опять без любви живет. А вообще-то шутки и остроумные рассказы он выслушивал. И по детски смеялся, как мы выше видели, над смешными положениями и применял шутку, как позолоченную пилюлю горького лекарства. Сам он, рано вставая, умывался чуть слышно, кого бы не потревожить, никогда не стучал ни ногами, ни дверями, делал все нарочно сознательно, следя за собою без шума, чтобы даже своих келейников не побеспокоить, а не только приезжих гостей.

Преподобный Иоанн Лествичник Примечания на"Лествицу"

О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца.

Если ты последуешь водительству страха Божия, то никакая страсть не возможет .. Иоанн Златоуст, 45, ). *** .. Иоанн Лествичник, 58, ). *** .

Отеческое учение о страхе Божьем из книги С. За свою веру был в лагерях, откуда вел переписку с семьей. Очень жалел, что не смог пойти по стопам отца священника , но складывается впечатление, что своими книгами Сергей Фудель не менее послужил Господу. Фуделя называют самым сокровенным духовным писателем и богословом века. Он писал книги заведомо непечатаемые. Не говоря о том, что могли сделать с человеком в СССР за такие книги. Однако очень скоро они становятся самиздатскими бестселлерами, огромное множество людей обретают веру благодаря им.

Книги Фуделя отличаются подлинной церковностью, следованием святоотеческому духу. Эту евангельскую и святоотеческую подлинность дал Фуделю его исповеднический опыт.

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны.

1 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, С. 42 .. жием."Умножение страха Божия есть начало любви",— гово рит все тот же.

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания. Согласно святым отцам Церкви, за каждой страстью стоит бес, зависимость от которой делает человека пленником того или иного порока. Больше всего людей мучают их страсти и грехи.

Если страсть завладеет человеком, она лишает его спасения, мучает, делает рабом порока. Преподобный Иоанн Лествичник писал:

СВЯТОЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и Престол Судии прежде Страшного суда. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам. Друзья стыдятся в чем-либо отказать искреннейшим друзьям своим, но слушают их, а иногда, может быть, невольно бывают ими убеждаемы. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите Синклит — собрание высших сановников государства ,пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя.

Великое и несравненное превосходство первых пред последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы.

О страхе Божием, страхе, который назван в Священном Писании началом Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на одну из основных.

Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.

Плейкаст «ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК»

Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители. Преподобный Иоанна Лествичник Предполагают, что родиной его был Константинополь. Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией.

Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса Изгоняется ложь страхом Божиим и чутким вниманием к голосу.

Малое у великих может быть и не мало; а великое у малых без сомнения несовершенно. Много удивляюсь я одному странному в нас действию: Говорить о сем подробно я не могу, и не хочу. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение.

Н[ править ] Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не выказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком.

Сокровищница духовной мудрости

О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще 3. О добродетелях и страстях, — и о борьбе с последними — вообще. Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. Кто низложил первые три из главных страстей тщеславие, сребролюбие, чревоугодие , тот низложил вместе и пять последних блуд, гнев, печаль, уныние, гордость ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Все брани бесовские происходят от трех главных причин:

Иоанн Лествичник, преп. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца. Страх есть лишение твердой надежды. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия.

Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни; под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего, в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько лет провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно.

Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет осьмидесяти или осьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова.

В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного паря Юстиниана , Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь.

Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне. Раифская же обитель, от которой теперь остались одни развалины, находилась в расстоянии двух дней пути от Синая, в весьма живописном заливе Чермного моря, по преданию, близ того места, называемого Климом, где Израильтяне, во время своего странствования, нашли семьдесят пальм и двенадцать источников Исх.

Проповедь:"Спасительная сила страха Божьего" (Алексей Коломийцев)